Вторник, 07.05.2024, 15:12Приветствую Вас Гость | RSS

Новомичуринская школа №1
 
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 254
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Публикации. Мониторинги. Отчеты.


В 2013-2014 учебном году МОУ «Новомичуринская СОШ №1» продолжила экспериментальную работу по введению ФГОС ООО, в него вступили 6 классы, в новом учебном году в эксперимент вступают 7 классы, с  2015 года все школы России начнут работать по новым стандартам в основной школе, т.е. на 3 уровне обучения. В стандарте записано, что ответственность за выполнение его требований лежит на руководителе учреждения, а значит, надо быть готовым к тому, что в 2015 году   начальная школа будет проверена на предмет выполнения требований стандарта начального общего образования, так как в ней заканчивается полное введение стандарта. Основная школа находится в эксперименте, жёстких требований к результатам стандарта пока нет, наша школа ежегодно отчитывается о результатах эксперимента на областных семинарах. Как строится работа по выполнению требований стандарта? Есть   основная образовательная программа основного общего образования, в которой зафиксированы требования к уровню обученности, на неё и ориентируется коллектив. Я думаю, во всех школах она имеется, потому что этот год будет напряжённым, начнётся работа по подготовке введения ФГОС ООО. Что касается предметных требований, они  всем более-менее понятны. Проблема в том, как на них выйти.  Стандарт  как основу обучения  определяет  системно-деятельностный подход.  Учащиеся  не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Это все педагоги уже усвоили. А вот, как  добиться того, чтобы учителя владели данным  подходом в  процессе обучения? Это и есть самое трудное. Выход один - через  кропотливую методическую работу.

  Опыт нашей школы:    это постоянно действующий  семинар, на котором рассматриваются вопросы, связанные с  использованием системно-деятельностного подхода . Далее на предметных методических объединениях обсуждаются проблемы, связанные с  применением  данного подхода. Каждое методобъединение  делает выбор,  какие приёмы, методы, формы, технологии  можно  использовать  в преподавании предмета.  У каждого  предметника  они свои. Самыми распространёнными на уроках являются

  • Прием составления плана ,
  • сводной таблицы,
  •  тезирование
  •  логическое запоминание учебной информации, включающий: самопроверку по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся;
  • Пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.;
  • Уроки-диспуты, суд, театрализация или спектакль,
  • Урок-исследование,
  •  Лингвистический анализ текста,
  •  Творческие мастерские,
  • Составление синквейна,
  •  Составление кластера и другие.

Это проблемное обучение, метод проектов, которые также отвечают требованиям системно-деятельностного подхода. Работа в парах, группах.

Кроме того, и это мы считаем основным, коллектив осваивает технологию включения учащихся в активную познавательную деятельность  уже несколько лет под руководством преподавателей Рязанского института развития образования.  Технология  позволяет  реализовать исследовательский подход к обучению, принцип деятельности . Именно  через такие технологии реализуются требования системно-деятельностного подхода

Как осваивается данная технология?  Через курсовую подготовку,  почти 90% педагогов прошли курсовую подготовку по вопросам введения стандартов 2 поколения,  через работу в проблемных и творческих группах как однородных, так и разнородных по составу (одного предмета и разных,  в этом году методическая служба школы  скомплектовала  группы учителей разных предметов  в соответствии с  уровнем  освоения названной технологии), это открытые уроки, мастер-классы,  методические  фестивали , педсоветы, методсоветы, аттестация учителей. Эти формы методической работы мотивируют учителей к  овладению  данной технологией, проблема – в высокой загруженности педагогов, к сожалению, многие благие начинания не в состоянии осуществить по этой причине.  Но  все открытые уроки (а их в этом году проведено более 20 по разным предметам)  построены  в соответствии с технологией включения учащихся в активную познавательную деятельность. Мы  создали  видеотеку таких уроков, сделали  подборку сценариев . Видеоуроки, их фрагменты демонстрируются,  анализируются на заседаниях методобъединений, педсоветах.   Кстати, видеотека представлена на нашей методической выставке.  И постоянный контроль администрации в соответствии с внутришкольным мониторингом, индивидуальные консультации, собеседования.  И снова проблема – подготовка к уроку по технологии включения учащихся в активную познавательную деятельность требует  много времени, но если её хорошо освоить, то и времени потом не так много тратится, и результат есть.

Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

 

Ещё одна проблема – формирование  универсальных учебных действий (УУД). Её мы решаем через надпредметный курс «Учись учиться».

В  2012-2013  году  апробирована программа курса для 5 класса,  в  прошедшем  году  -  программа для 6 класса (составляем её сами, опираясь на занятия курсовой подготовки) с коррекцией после анализа освоения  программы 5 класса . В новом учебном году начнётся апробирование программы для 7 класса.  Следует добавить, чтобы вести такой курс, надо владеть материалом, пройти курсовую подготовку и поработать в  инновационном режиме не один год, администрация понимает, что в условиях включения в стандарт всё новых и новых классов, необходимо  готовить учителей к ведению данного курса. Сейчас в школе 2 подготовленных  педагога в основной школе, готовим ещё двоих, направляем на стажировку в РИРО, рассматриваем сейчас возможность платных курсов.

Степень сформированности  УУД отслеживается в ходе контроля, промежуточного и итогового. На  экране  вы видите графики , которые составляются в ходе контроля. Проблема  -  в отсутствии диагностических материалов, которые тоже приходится  добывать самим

Мы  продолжаем  уделять  большое внимание    проектной деятельности как средству формирования метапредметных , личностных компетентностей.    В прошлом году  проводили конкурс проектов, в этом году пошли дальше и объявили проектную неделю . Работа над проектами ведётся на протяжении 2 и 3 четвертей. Каждый учащийся 5-6 классов принимает участие в работе над проектом как индивидуальном, так и групповом. Учащиеся выбирают тему проекта по одному из предметов. Разрабатывают и защищают на уроках. в конце недели лучшие проекты  представляются на общешкольной научной конференции, определяются победители. В этом году учащимися на конкурс представлено 35 проектов по  всем предметам, изучаемым в 5-6 классах, против 17 в прошлом году.

Представлены настоящие исследовательские работы,  например , об аргентинской  белке, которая  живёт у девочки, как она питается, когда спит, как относится к окружающим, был проект , в ходе работы над которым составлены задачи на краеведческом материале,  о нашем городе , и весь зал их решал, был проект о животных- космонавтах, о здоровьесберегающей среде школы. Хочется отметить, что по сравнению с прошлым годом шестиклассники  здорово выросли, увереннее держатся, лучше владеют материалом. Проектные работы наших детей вы    могли видеть  на методической выставке школы. 22  августа учащимся 7 класса школы были вручены дипломы победителей  в конкурсе    с рукотворным  проектом «Храмы России».  Всех приглашаем на нашу проектную неделю в этом учебном году.

Коллектив работает также над проблемой построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, так как это одно из требований ФГОС ООО.

В прошлом учебном году мы разработали и использовали в практике тодну форму,  в  этом году апробировали ещё одно направление в построении индивидуальных образовательных траекторий – занятия по компенсации недостатков развития  учащихся 5 классов на основании психологических диагностик.

Диагностики позволили  скомплектовать группы  детей в соответствии с проблемами в мыслительных операциях(внимание, память, мышление…)

  1. Для каждой "группы риска" разработаны и описаны рекомендации для оказания педагогической помощи, но  апробировать их мы не смогли в прошедшем учебном  году, пришли  выводу, что реализовывать её удобнее на внеурочных занятиях.

Надеемся на специалистов  нашего центра медико-психолого-педагогической помощи. В этом году будем работать с ними в тесном контакте , о результатах доложим в августе следующего года.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и  одной из форм организации свободного времени учащихся.    В первую очередь, она должна быть направлена на поддержку  учебных предметов, расширять их, включать учащихся в поиск, исследование, формировать потребность в здоровом образе жизни, развивать творческие способности.   Проблема нашего учреждения, а в будущем, думаю, с ней столкнуться все школы, это отсутствие квалифицированных специалистов по организации внеурочной деятельности.  А также трудности с размещением. Поэтому у нас один выход – это сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования  города на договорной основе.  В этом году   занятия внеурочной деятельности будут вестись  на базе  школы  искусств, детского дома творчества, спорткомплекса «Дельфин», ДЮСШ, центра медико-психолого-педагогической помощи.

Внеурочная деятельность в 5-х 6 классах была  представлена следующими занятиями

  1. Клуб «Учись учиться»
  2.  Студии  «Флористика» ,   «Узорочье», «Деревянная сказка»
  3. Секции «Ритмика», «Лыжи» , Брэйк-данс»
  4. Агитклуб «Знай правила движения как таблицу умножения»
  5. Кружок «Интеллектуальные находки»
  6. Научное общество «Я исследователь»

Для организации  занятий внеурочной деятельности пока для себя нашли один приемлемый вариант – через группы продлённого дня, которые мы делим на каждый класс, чтобы классный руководитель мог  контролировать посещение этих занятий учащимися.

Анализ деятельности по введению ФГОС ООО в прошедшем учебном году позволил определить большое проблемное поле, о некоторых проблемах я сказала.

  • Разработки на уровне государства не успевают за инновационными процессами в  основной школе (другими словами, нужны  иные  учебники, в которых реализуются требования стандарта). Нам трудно ориентироваться в существующем многообразии учебников, выбрать тот, что нужен.
  • Отсутствует система диагностики, контроля за сформированностью метапредметных  умений учащихся
  • Отсутствует система стимулирования и мотивирования  учащихся в работе с портфолио
  • Отсутствует диагностика личностных качеств учащихся, тоже нет мерителей, как оценить патриотизм, доброту, толерантность. Мы нашли одну диагностику, она позволяет нам определить проблемы воспитания, готовы со всеми поделиться.  Но она одна.
  • Сложившаяся за предыдущие годы традиционная методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий
  • Проблемой остается поиск оптимальной модели внеурочной деятельности, соответствующей запросам ФГОС и частое использование традиционных форм работы.

Всё, что делает коллектив по реализации требований стандарта, должно работать на одно – повышение качества образования. И мы, составляя планы,  посещая уроки, давая срезовые работы,  всегда с тоской думаем. Когда же количество перейдёт в качество, когда стандарт начнёт работать, давать результат. И, с большой осторожностью надо отметить: в этом году качество знаний учащихся школы выросло с 49% до 54%, и именно за счёт среднего звена, 5-7классов, где всегда был провал (возраст подростковый). Возможно, радоваться рано, возможно, ещё провалимся, но так  хочется верить: забрезжил свет.  И в этом свете велика роль педагогического коллектива школы, в большинстве своём  творческого, трудолюбивого, целеустремлённого, выносящего на своих плечах нелёгкое  бремя  эксперимента.

Время идёт стремительно вперёд, и  нас уже не пугают аббревиатуры ФГОС,  УУД, мы  анализируем, определяем проблемы, намечаем пути  их решения. Наверное, лет  через 10  новое поколение, «племя младое и незнакомое»,  на нашу деятельность будет смотреть снисходительно и недоверчиво, но без изобретённого колеса не было бы космического корабля, так что все мы в начале большого пути повышения качества отечественного образования, и дай нам Бог сил, терпения, настойчивости и щедрости души, чтобы реализовать все планы.

 

* Самообследование

* самооценка показателей качества образовательной деятельности учреждения за 2015 год 

*Мониторинги образовательной деятельности:

Анализ воспитательной работы за 2014-2015 учебный год

Анализ методической работы за 2014-2015 учебный год

Анализ работы по здоровьесбережению за 2014-2015 год

Анализ воспитательного процесса

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz