В 2013-2014 учебном году МОУ «Новомичуринская СОШ №1» продолжила экспериментальную работу по введению ФГОС ООО, в него вступили 6 классы, в новом учебном году в эксперимент вступают 7 классы, с 2015 года все школы России начнут работать по новым стандартам в основной школе, т.е. на 3 уровне обучения. В стандарте записано, что ответственность за выполнение его требований лежит на руководителе учреждения, а значит, надо быть готовым к тому, что в 2015 году начальная школа будет проверена на предмет выполнения требований стандарта начального общего образования, так как в ней заканчивается полное введение стандарта. Основная школа находится в эксперименте, жёстких требований к результатам стандарта пока нет, наша школа ежегодно отчитывается о результатах эксперимента на областных семинарах. Как строится работа по выполнению требований стандарта? Есть основная образовательная программа основного общего образования, в которой зафиксированы требования к уровню обученности, на неё и ориентируется коллектив. Я думаю, во всех школах она имеется, потому что этот год будет напряжённым, начнётся работа по подготовке введения ФГОС ООО. Что касается предметных требований, они всем более-менее понятны. Проблема в том, как на них выйти. Стандарт как основу обучения определяет системно-деятельностный подход. Учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Это все педагоги уже усвоили. А вот, как добиться того, чтобы учителя владели данным подходом в процессе обучения? Это и есть самое трудное. Выход один - через кропотливую методическую работу.
Опыт нашей школы: это постоянно действующий семинар, на котором рассматриваются вопросы, связанные с использованием системно-деятельностного подхода . Далее на предметных методических объединениях обсуждаются проблемы, связанные с применением данного подхода. Каждое методобъединение делает выбор, какие приёмы, методы, формы, технологии можно использовать в преподавании предмета. У каждого предметника они свои. Самыми распространёнными на уроках являются
- Прием составления плана ,
- сводной таблицы,
- тезирование
- логическое запоминание учебной информации, включающий: самопроверку по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся;
- Пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.;
- Уроки-диспуты, суд, театрализация или спектакль,
- Урок-исследование,
- Лингвистический анализ текста,
- Творческие мастерские,
- Составление синквейна,
- Составление кластера и другие.
Это проблемное обучение, метод проектов, которые также отвечают требованиям системно-деятельностного подхода. Работа в парах, группах.
Кроме того, и это мы считаем основным, коллектив осваивает технологию включения учащихся в активную познавательную деятельность уже несколько лет под руководством преподавателей Рязанского института развития образования. Технология позволяет реализовать исследовательский подход к обучению, принцип деятельности . Именно через такие технологии реализуются требования системно-деятельностного подхода
Как осваивается данная технология? Через курсовую подготовку, почти 90% педагогов прошли курсовую подготовку по вопросам введения стандартов 2 поколения, через работу в проблемных и творческих группах как однородных, так и разнородных по составу (одного предмета и разных, в этом году методическая служба школы скомплектовала группы учителей разных предметов в соответствии с уровнем освоения названной технологии), это открытые уроки, мастер-классы, методические фестивали , педсоветы, методсоветы, аттестация учителей. Эти формы методической работы мотивируют учителей к овладению данной технологией, проблема – в высокой загруженности педагогов, к сожалению, многие благие начинания не в состоянии осуществить по этой причине. Но все открытые уроки (а их в этом году проведено более 20 по разным предметам) построены в соответствии с технологией включения учащихся в активную познавательную деятельность. Мы создали видеотеку таких уроков, сделали подборку сценариев . Видеоуроки, их фрагменты демонстрируются, анализируются на заседаниях методобъединений, педсоветах. Кстати, видеотека представлена на нашей методической выставке. И постоянный контроль администрации в соответствии с внутришкольным мониторингом, индивидуальные консультации, собеседования. И снова проблема – подготовка к уроку по технологии включения учащихся в активную познавательную деятельность требует много времени, но если её хорошо освоить, то и времени потом не так много тратится, и результат есть.
Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Ещё одна проблема – формирование универсальных учебных действий (УУД). Её мы решаем через надпредметный курс «Учись учиться».
В 2012-2013 году апробирована программа курса для 5 класса, в прошедшем году - программа для 6 класса (составляем её сами, опираясь на занятия курсовой подготовки) с коррекцией после анализа освоения программы 5 класса . В новом учебном году начнётся апробирование программы для 7 класса. Следует добавить, чтобы вести такой курс, надо владеть материалом, пройти курсовую подготовку и поработать в инновационном режиме не один год, администрация понимает, что в условиях включения в стандарт всё новых и новых классов, необходимо готовить учителей к ведению данного курса. Сейчас в школе 2 подготовленных педагога в основной школе, готовим ещё двоих, направляем на стажировку в РИРО, рассматриваем сейчас возможность платных курсов.
Степень сформированности УУД отслеживается в ходе контроля, промежуточного и итогового. На экране вы видите графики , которые составляются в ходе контроля. Проблема - в отсутствии диагностических материалов, которые тоже приходится добывать самим
Мы продолжаем уделять большое внимание проектной деятельности как средству формирования метапредметных , личностных компетентностей. В прошлом году проводили конкурс проектов, в этом году пошли дальше и объявили проектную неделю . Работа над проектами ведётся на протяжении 2 и 3 четвертей. Каждый учащийся 5-6 классов принимает участие в работе над проектом как индивидуальном, так и групповом. Учащиеся выбирают тему проекта по одному из предметов. Разрабатывают и защищают на уроках. в конце недели лучшие проекты представляются на общешкольной научной конференции, определяются победители. В этом году учащимися на конкурс представлено 35 проектов по всем предметам, изучаемым в 5-6 классах, против 17 в прошлом году.
Представлены настоящие исследовательские работы, например , об аргентинской белке, которая живёт у девочки, как она питается, когда спит, как относится к окружающим, был проект , в ходе работы над которым составлены задачи на краеведческом материале, о нашем городе , и весь зал их решал, был проект о животных- космонавтах, о здоровьесберегающей среде школы. Хочется отметить, что по сравнению с прошлым годом шестиклассники здорово выросли, увереннее держатся, лучше владеют материалом. Проектные работы наших детей вы могли видеть на методической выставке школы. 22 августа учащимся 7 класса школы были вручены дипломы победителей в конкурсе с рукотворным проектом «Храмы России». Всех приглашаем на нашу проектную неделю в этом учебном году.
Коллектив работает также над проблемой построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, так как это одно из требований ФГОС ООО.
В прошлом учебном году мы разработали и использовали в практике тодну форму, в этом году апробировали ещё одно направление в построении индивидуальных образовательных траекторий – занятия по компенсации недостатков развития учащихся 5 классов на основании психологических диагностик.
Диагностики позволили скомплектовать группы детей в соответствии с проблемами в мыслительных операциях(внимание, память, мышление…)
- Для каждой "группы риска" разработаны и описаны рекомендации для оказания педагогической помощи, но апробировать их мы не смогли в прошедшем учебном году, пришли выводу, что реализовывать её удобнее на внеурочных занятиях.
Надеемся на специалистов нашего центра медико-психолого-педагогической помощи. В этом году будем работать с ними в тесном контакте , о результатах доложим в августе следующего года.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В первую очередь, она должна быть направлена на поддержку учебных предметов, расширять их, включать учащихся в поиск, исследование, формировать потребность в здоровом образе жизни, развивать творческие способности. Проблема нашего учреждения, а в будущем, думаю, с ней столкнуться все школы, это отсутствие квалифицированных специалистов по организации внеурочной деятельности. А также трудности с размещением. Поэтому у нас один выход – это сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования города на договорной основе. В этом году занятия внеурочной деятельности будут вестись на базе школы искусств, детского дома творчества, спорткомплекса «Дельфин», ДЮСШ, центра медико-психолого-педагогической помощи.
Внеурочная деятельность в 5-х 6 классах была представлена следующими занятиями
- Клуб «Учись учиться»
- Студии «Флористика» , «Узорочье», «Деревянная сказка»
- Секции «Ритмика», «Лыжи» , Брэйк-данс»
- Агитклуб «Знай правила движения как таблицу умножения»
- Кружок «Интеллектуальные находки»
- Научное общество «Я исследователь»
Для организации занятий внеурочной деятельности пока для себя нашли один приемлемый вариант – через группы продлённого дня, которые мы делим на каждый класс, чтобы классный руководитель мог контролировать посещение этих занятий учащимися.
Анализ деятельности по введению ФГОС ООО в прошедшем учебном году позволил определить большое проблемное поле, о некоторых проблемах я сказала.
- Разработки на уровне государства не успевают за инновационными процессами в основной школе (другими словами, нужны иные учебники, в которых реализуются требования стандарта). Нам трудно ориентироваться в существующем многообразии учебников, выбрать тот, что нужен.
- Отсутствует система диагностики, контроля за сформированностью метапредметных умений учащихся
- Отсутствует система стимулирования и мотивирования учащихся в работе с портфолио
- Отсутствует диагностика личностных качеств учащихся, тоже нет мерителей, как оценить патриотизм, доброту, толерантность. Мы нашли одну диагностику, она позволяет нам определить проблемы воспитания, готовы со всеми поделиться. Но она одна.
- Сложившаяся за предыдущие годы традиционная методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий
- Проблемой остается поиск оптимальной модели внеурочной деятельности, соответствующей запросам ФГОС и частое использование традиционных форм работы.
Всё, что делает коллектив по реализации требований стандарта, должно работать на одно – повышение качества образования. И мы, составляя планы, посещая уроки, давая срезовые работы, всегда с тоской думаем. Когда же количество перейдёт в качество, когда стандарт начнёт работать, давать результат. И, с большой осторожностью надо отметить: в этом году качество знаний учащихся школы выросло с 49% до 54%, и именно за счёт среднего звена, 5-7классов, где всегда был провал (возраст подростковый). Возможно, радоваться рано, возможно, ещё провалимся, но так хочется верить: забрезжил свет. И в этом свете велика роль педагогического коллектива школы, в большинстве своём творческого, трудолюбивого, целеустремлённого, выносящего на своих плечах нелёгкое бремя эксперимента.
Время идёт стремительно вперёд, и нас уже не пугают аббревиатуры ФГОС, УУД, мы анализируем, определяем проблемы, намечаем пути их решения. Наверное, лет через 10 новое поколение, «племя младое и незнакомое», на нашу деятельность будет смотреть снисходительно и недоверчиво, но без изобретённого колеса не было бы космического корабля, так что все мы в начале большого пути повышения качества отечественного образования, и дай нам Бог сил, терпения, настойчивости и щедрости души, чтобы реализовать все планы.
* самооценка показателей качества образовательной деятельности учреждения за 2015 год
*Мониторинги образовательной деятельности:
Анализ воспитательной работы за 2014-2015 учебный год
Анализ методической работы за 2014-2015 учебный год
Анализ работы по здоровьесбережению за 2014-2015 год
Анализ воспитательного процесса